ПОБЕГ С ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН

Суровая школа русской жизни

19 ноября 2013
автор: Редакция
рубрика: Хомо сапиенс

Смотреть что-либо из российского кинематографа, особенно авторского формата, значит заранее готовиться к депрессухе, серым тонам и бурным экзистенциальным пьянкам. Всё это уже до тошноты успело надоесть в 90-ых. Возможно, мы бы промолчали по поводу пропитого глобуса, но «Географ» нас зацепил той трагичной и бессмысленной борьбой, которую ведёт учитель Виктор Служкин с подрастающими идиотами. Кроме того, фильм получился хотя бы по-русски смешным. Если Гоголь гарантированно бы смеялся и плакал, посмотрев «Географа», то и Мизантропу не зазорно высказать своё мнение о нём.
  
Итак, противостояние учителя и учеников будет неравным, ведь отстаивать идеалы знания и добра предстоит неудачнику и алкашу. Все карты: топографические, игральные и судьбы краплены заранее. Служкин не может не проиграть как маленький человек, провинциальный Христос со своим никому не нужным уставом и неоднозначными заповедями, иначе он бы предал сам свой образ. Он не может быть авторитетом, лидером, учителем, «успешным менеджером», хотя занимаемые им социальные роли и постоянно обязывают его к этому. Нам уже удалось почитать о том, что Служкин «прост и человечен». Мизантроп признаёт это как очевидную слабость героя и рукоплещет той многоходовой комбинации, которую ему удалось под шумок провернуть с собственным другом, потенциальными любовницами и женой.  
 
На противоположной стороне баррикад – опытная зондеркоманда школьников под предводительством гопника Градусова, которого поддерживают и берегут, кажется, сами языческие боги и мелкие демоны школьного беспредела. Действительно, каких ещё учеников ожидать увидеть за партой в краях, где главными доходными отраслями являются «проституция и самогоноварение». Конечно, между Градусовым и Служкиным будут не только кровопролитные битвы, но и братание на ратном поле. Без Градусова и изрядной доли сорокапроцентного национального напитка не обойдётся и главная часть фильма - поход, пожалуй, самая зрелищная, благодаря грамотной съёмке камских пейзажей.   
 
Служкин обязан сопротивляться не только в школе. В фильме значительно упростили личную жизнь героя, которая в книге представляет и вовсе бесперспективную таёжную паутину мотивов и упущенных шансов. Кстати, фильм при этом потерял и значительную часть замечательных диалогов Иванова, даже «школьных». Их вполне можно было бы и перенести на экран, не халтуря. Не обошлось и без довольно спорной сериальной начинки. Казалось бы, что общего у «Географа» с «Лолитой»? Не будем спойлерить, дабы пощадить чувства невежественных людишек, ещё не читавших книгу и не смотревших фильм. Намекнём только, что Иванов спрятал небольшую бомбочку скандала в финале, что неплохо оживляет сюжет, но, пожалуй, не является удивительным именно для Служкина. 
 
Осуждённый на вечный бой, русский человек – очевидная жертва исторического беспредела, агрессивной социальной среды, сурового ландшафта и тяжёлых обстоятельств. Да, над ним можно хохотать сквозь слёзы, но при этом его пример вряд ли чему-то учит других… Когда проигрыш запрограммирован, остаётся только постоянное скитание и поход как метод избавления от страданий. В природном масштабе становится нелепой бесперспективность, серость и муть уездной жизни, с которой борется напрасно Служкин. Кажется, и ему хочется сейчас не бороться, а просто смотреть на огненные языки походного костра, просто любить, просто жить… В природе, к которой стремятся уйти герои, ответов не существует, потому что не существуют и сами проблемы. Только на первый взгляд выживание в походе примитивно – оно неплохо отрезвляет человека, страдающего от переоценки собственной возможности влиять на события. Наконец, преодолеваемый на плоту порог – на самом деле преодоление всего искусственного, городского, немощи и беспомощности. Впервые мы по-настоящему уважаем Служкина как учителя, ведь он смог подготовить и выступить наставником, даже если и не вполне следовали его советам.   
Что касается актёрской игры, то она была ненамного сильнее, например, «Сталинграда», если говорить о большинстве актёров. Хабенскому по неведомой задумке режиссёра пришлось тянуть на себе весь фильм, как против течения плот в одной из сцен, впрочем, с этой задачей он и там и там справился. Кассу «Географу» очевидно будут делать узнаваемый персонаж и актуальные темы, поднятые Ивановым со дна русской действительности. Резюмируя впечатления, отметим, что это второй в году удачный выстрел «почти в десятку» отечественного кинематографа после «Легенды №17». Кстати, сама книга «Географ глобус пропил» ещё глубже, интереснее, полнее фильма. Прочесть рекомендуем!